ФУНКЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ
Программа «КонСи-Сегментация рынка инноваций» позволяет выполнить следующие процедуры, необходимые для сегментации рынка инноваций, сегментации потребителей и анализа восприятия конкурирующих проектов инновационных продуктов: Загрузка файлов в формате Excel с подготовленными анкетными данными потребителей (таблицы Excel, файлы с описанием клиентуры, выгруженные из торговых систем и CRM, базы анкет из программы «КонСи-Простой анкетер», содержащих опросы потребителей по модели Кано) Выделение целевых сегментов рынка методами кластерного анализа Проверка целесообразности использования отдельных параметров потребителей в качестве переменных сегментации рынка (проверка выполняется методом однофакторного дисперсионного анализа). Для объяснения семантики выделяемых групп потребителей привлекаются процедуры факторного анализа и функции полезности Для анализа удовлетворенности потребителей качественными свойствами сопоставляемых конкурирующих инновационных продуктов применяется карта позиционирования. Карта позиционирования показывает положение сопоставляемых продуктов относительно выделенных факторов удовлетворенности, которые выделены методом факторного анализа. Оценивается стратегический потенциал сегментов, выделенных при сегментации рынка инноваций.
Сегментация рынка инноваций рынка и кластерный анализ
Кластерный анализ - это методы разбиения множества объектов на кластеры (группы объектов, близких по мере сходства). В программе реализованы итерационные методы кластерного анализа пользуются большей популярностью при сегментации рынка. Метод кластерного анализа K-means - это итерационный метод кластеризации. Метод разбивает множество объектов на заданное аналитиком число кластеров. Объединение объектов в кластеры происходит на основе вычисляемой меры сходства. После первого назначения объектов кластерам (первой итерации) происходит повторное вычисление мер сходства и перенос объектов из одного кластера в другой. Итерационный процесс продолжается до тех пор, пока не будет получено наилучшее разбиение объектов на кластеры или достигнуто максимальное число итераций. В программе реализован метод кластерного анализа - K-means "136 алгоритм"
|
|
|
|
(СЛЕВА) Так выглядят объекты до применения метода кластерного анализа.
Здесь изображено скопление "белых" точек -потребителей.
Они не разбиты на сегменты рынка. (СПРАВА) Объекты после выполнения метода кластерного анализа применяемого для сегментации рынка инновации. Каждый кластер / сегмент рынка имеет цвет. Потребители одного сегмента рынка инновации образуют облако точек одного цвета.
|
Интерпретация сегментации рынка инновации
В программе "КонСи-Сегментация рынка инновации" факторный анализ используется в трех главных приложениях:
1) факторный анализ для объяснения содержательного смысла групп схожих клиентов (кластеров ), выделенных методом кластерного анализа. Для определения маркетинговых свойств кластеров покупателей как сегментов рынка инноваций. При этом сам кластерный алгоритм есть лишь основа процедура, которая содержит множество дополнительных сервисных команд , которые упрощают и облегчают работу аналитика по выделению сегментов в процедуре сегментации рынка инноваций, а не просто кластеров.
2) факторный анализ для снижения размерности задачи в том случае, если в рамках проводимой кластеризации и последующей интерпретации не удается найти приемлемые для анализа группы схожих объектов при сегментации рынка инноваций. Программа КонСи позволяет ввести выделенные факторы, объясняющие корреляционные зависимости между переменными сегментации рынка инноваций, как новые переменные кластеризации, которые не присутствуют изначально в исходных данных, привлекаемых для сегментации рынка инноваций
3) факторный анализ для позиционирования инновационного продукта. Программа "КонСи-Сегментация рынка инноваций" обеспечивает выделение факторов на качественных параметрах, которыми описываются изучаемые товары, и одновременно использует факторы, объясняющие смысл выделенных сегментов при сегментации рынка инноваций. В результате программа сегментации рынка инноваций позволяет аналитику, далекому от математики, получить карту позиционирования инновационных продуктов, которая показывает, как к инновационным продукта относятся потребители из выделенных сегментов рынка. При этом аналитик пользуется только очевидными маркетинговыми понятиями и ему не требуется глубокое понимание взаимодействий методов кластерного анализа и факторного анализа. Весь механизм подготовки интерпретаций результатов сегментации рынка инноваций программа КонСи берет на себя.
Позиционирование инновационного продукта и сегментация рынка инноваций
Показана карта позиционирования трех инновационных продуктов относительно выделенных сегментов при сегментации рынка инноваций. Видно, что инновационный продукт А и продукт Б принадлежат одному и тому же зеленому сегменту, а инновационный продукт С находится в синем сегменте рынка инноваций. Задача аналитика. занимающегося сегментаций рынка инноваций, состоит в том, чтобы сформулировать предложения по изменению инновационного продукта Б, которых продуктБ переместится в красный сегмент. Тогда он не будет конкурировать с продуктом А.
Аналитик может сменить положение инновационного продукта относительно выделенных сегментов рынка инноваций. Следует изменить набор переменных сегментации рынка инноваций и выделить новые сегменты рынка инноваций, а далее повторить попытку позиционирования инновационного продукта на новых результатах сегментации рынка инноваций.
|
|
|
|
Карта позиционирования инновационных продуктов при сегментации рынка инноваций. Результаты сегментации рынка инноваций и позиционируемые инновационные продукты отображаются в прострастве факторов. Факторное пространство построено на переменных позиционирования инновационных продуктов.
|
|